«Идеального проекта не существует». Как воронежские эксперты выбирали будущий облик театра оперы и балета

«Идеального проекта не существует». Как воронежские эксперты выбирали будущий облик театра оперы и балета

Заседание жюри конкурса на разработку концепции архитектурно-художественного образа фасада и интерьеров здания воронежского театра оперы и балета состоялось во вторник, 25 марта. Выборы победителя прошли в атмосфере бурной дискуссии и поиска компромиссов. О том, как эксперты решали судьбу театра на площади Ленина, - репортаж корреспондента «TV Губернии».

Конкурс был объявлен в конце декабря 2020 года по поручению губернатора Воронежской области Александра Гусева. Модернизация здания, возведённого в 1961 году, назрела давно. Не первый год велись и разговоры о возможных сроках его проведения. Одной из задач, которую предстояло решить откликнувшимся архитекторам из Воронежа, Москвы, Санкт-Петербурга и Владикавказа, оставалась необходимость сохранения целостности и гармоничности исторической застройки центра города. Конкретнее - пространства площади Ленина.

Организатором смотра концепций выступил региональный департамент архитектуры и градостроительства, оператором - БЮРО деловых услуг. Экспертная комиссия рассмотрела представленные проекты 16 марта, определив 5 лидеров. Спустя неделю в конференц-зале отеля «Мариотт» состоялась очная защита проектов.

Михаил Степучёв и Ирина Сидорова из АНО «Архпроект» (Воронеж) предложили оставить архитектуру практически неизменной, но установить здание на подиум, расширить его в сценической части в обе стороны и увеличить по высоте. При этом несколько уменьшится театральный сквер, однако украшающий его памятник Пушкину остаётся практически на нынешнем месте.

 

 

Иные идеи отсылали к проекту 1939 года, реализации которого помешала война. Но учли воронежские архитекторы и современные требования, не говоря уж о технологических возможностях XXI века. В частности, прозвучала идея полностью отсканировать здание и воссоздать затем с помощью 3D-принтера. В проекте нашлось место и малому залу на 364 места со своим фойе и входом в театральный музей, и подземной парковке. На подземных этажах было предложено разместить также склады декораций и реквизита.

Дмитрий Каменский и Карина Зимина представляли питерское архитектурное бюро AKME. Согласно их видению, здание оперного должно состоять из двух отдельных блоков. Первый, выходящий на площадь Ленина, - олицетворение прошлого. Он прямо отсылает к нынешнему облику театра, сохраняя исторически сложившийся здесь архитектурный ансамбль. Второй символизирует будущее, вступая в диалог с гостиницей «Азимут». Одна из задач, которую ставили перед собой авторы концепции, - сохранение старого здания.

 

 

В разговоре с корреспондентом «TV Губернии» архитекторы из Санкт-Петербурга признались, что «живьём» увидели объект, о будущем которого столько размышляли, впервые только в день защиты концепций. Однако здание и его окрестности были исследованы досконально на основе видео, фотографий и прочих предоставленных им материалов.

- Мы пару недель детально изучали по картам и другим возможным ресурсам историю развития площади Ленина, взаимодействие зданий между собой, контекст. Пытались понять значимость самого театра в нём и от этого уже отталкивались в проектных решениях, - рассказала Карина Зимина.

- Ощущение, что мы уже здесь были не раз! - признался Дмитрий Каменский.

Один из разработчиков следующей концепции Александр Забнин здание театра оперы и балета в своём выступлении описывал, словно живого человека:

- Вот это паренёк стоит и как бы говорит: «Я хоть и маловат, но я такой крепыш, что лучше меня не трогать». Честно говоря, он меня измучил! Бывают такие объекты, с которыми очень сложно работать. Я всё время у него спрашивал: «А можно вот это? А это?». У него есть своё внутреннее содержание!

Архитекторы предложили максимально сохранить привычный воронежцам облик театра, пропорционально увеличив фасад. На презентации прозвучала мысль, что в здании не хватает света. Эту проблему пришлось как-то решать, впуская свет и воздух в традиционно изолированные от внешней среды вестибюли, холлы и фойе. Основной концепцией проекта в решении интерьеров театра стало «визуальное объединение внутреннего пространства здания с окружающей его территорией».

 

 

Одной из важных деталей разработок Михаила Степучёва (Воронеж), Сергея Куцевалова (Москва) и Дениса Маркина (Воронеж) стала защита от сосулек, которые, особо подчёркивалось на презентации, несут порой смертельную угрозу прохожим. Архитектурное решение крыши предполагает создание двухуровневой системы удаления дождевой воды с крыши и карнизов внутренним водостоком. Кресла зрительного зала предлагалось оборудовать системой компьютерного сурдоперевода «Фигаро», а в театре, среди прочего, нашлось место для студии звукозаписи.

Пожалуй, наибольшее число вопросов возникло к авторам последнего из представленных проектов. Творческий коллектив Купер&elforma: АНО «СТУДИЯ СФУМАТО» + Студия архитектуры и дизайна elforma предложили концепцию ни много, ни мало, «Храма искусства, который будет, наверное, одним из главных архитектурных акцентов в центре города». Наполненной эффектными риторическими оборотами оказалась и презентация в целом.

- Мы весь этот день находимся в ощущении праздника, наверное, от осознания важности того события, которое происходит здесь - не только для Воронежа, но и для России, - так начал своё выступление руководитель разрабатывавшего концепцию архитектурного бюро Андрей Зайцев. - Наша страна богата талантами, гениями в сфере театрального искусства, и они достойны того, чтобы их дом было особенно ярок и красив.

Архитекторы выбрали стиль высокого Возрождения, «но воплощённый в современных материалах и с применением инновационных технологий». Согласно одной из двух предложенных концепций архитектурного фасада, верхняя часть здания могла бы быть украшена барельефами на темы шедевров театрального искусства. Отличительной чертой второго варианта оказалась уникальная стеклянная крыша. Впрочем, слово «уникальность» обыгрывалось едва ли не в каждой фразе этой презентации.

По мнению некоторых экспертов, реализация такого проекта потребует изменения облика площади Ленина в целом. Возникли вопросы и по возможной стоимости такого здания.

- Оперный театр должен выделяться, и не надо привязывать его к архитектуре вокруг, - считает один из разработчиков, художник Юрий Купер - кстати, автор проекта интерьера реконструированного в 2012 году Кольцовского театра.

 

 

Здание на площади Ленина в нынешнем виде он охарактеризовал как фактически типовое, не являющееся историческим памятником, да и саму площадь оценивал довольно критично, как пространство «совковое» и убогое. От изменений окрестной территории в последние годы, по его мнению, лучше не стало. Художник напомнил также о том, что в Париже и Риме оперный театр - «центральное место в городе, которое гораздо важнее, чем правительственные здания».

Предполагалось, что жюри определит победителя на закрытом заседании в течение сорока минут. Однако дискуссия затянулась приблизительно на полтора часа и проходила, судя по признаниям её участников, бурно.

 

 

- Было непросто, - констатировал руководитель департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков перед тем, как подвести итоги. - Мы сейчас вышли с достаточно сложным, противоречивым эмоциональным фоном... Я, наверное, возьму на себя смелость честно при вас при всех сказать: вряд ли кто-то из членов жюри скажет, что нашёл для себя работу идеальную.

Тем не менее член Президиума Союза архитекторов России, главный архитектор Калуги Алексей Комов высоко оценил проделанную работу:

- Хотел бы вас поздравить с тем, что практика конкурсов в Воронеже стала фарватером. Для культурного сообщества сейчас Воронеж ассоциируется как раз с этой практикой. Это здорово!

По словам Алексея Комова, решение жюри имеет консультативный характер:

- Решение будет приниматься на высоком уровне. Но тем не менее я поздравляю воронежскую архитектурную школу с тем результатом, который сейчас есть.

«Бронза» досталась проекту Сергея Куцевалова, Михаила Степучёва и Дениса Маркина. На втором месте - концепция Александра, Аллы и Сергея Забниных. Но большинство представителей экспертного совета проголосовали за вариант, разработанный архитекторами Михаилом Степучёвым и Ириной Сидоровой.

Журналистов, беседовавших с Михаилом Степучёвым спустя пару минут после того, как он узнал о своей победе, особо заинтересовала его идея о применении 3D-технологий.

- Это пожелание такое, которое при современном развитии техники вполне возможно, - рассказал он. - 3D-сканирование не только декора, но и всего здания, возможно! Воссоздать его, имея такую 3D-модель отсканированного театра, - дело техники. В некоторых странах подобное строительство уже освоено. Знаю об одном иркутском архитекторе, который в Южной Корее этим занимается. Думаю, что такой опыт нужно поддержать. Воронежу, городу с инновационными традициями, это вполне по силам.

Отвечая на вопрос о сложностях, с которыми, возможно, пришлось столкнуться при разработке концепции, архитектор признался:

- Сложно было уменьшить своё эго. Не придумывать никаких особо оригинальных решений, а развить именно решения, которые были заложены изначально в этот проект... Главное было - не навредить.

Одним из тех, кто входил в состав жюри, был художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета, балетмейстер Александр Литягин.

 

 

Делясь впечатлениями об итогах конкурса, он признался:

- Очень приятно было слышать, что идеального проекта на сегодняшний день не существует. Это говорит о том, что дальше вопрос о театре будет разрабатываться и доводиться до логичного завершения.

Решение жюри глава архитектурного департамента Андрей Еренков охарактеризовал как наиболее компромиссное и безболезненное:

- С учётом того, что ситуация с театром оперы и балета вызывает максимум внимания у простых горожан и профессионалов в Воронеже, лично мне казалось, что победить должен проект который наиболее деликатно ищет баланс между группами интересов. Тот, который, с одной стороны, соответствует запросам театральной труппы и культурной общественности - тех, у кого есть творческие планы, связанные с этим зданием... И сообщества архитектурного, урбанистического - людей, которые переживают за целостность ансамбля площади Ленина, за сохранение архитектурного облика Воронежа. На мой взгляд, работа победителя из того, что было представлено, этой задаче больше всего соответствует.


Источник: tv-gubernia.ru



Нет комментариев. Ваш будет первым!