Пять дней, семь концертов, лекции и мастер-классы: как прошёл фестиваль «Воронежская камерата»

В Воронеже с успехом прошла четвёртая «Воронежская Камерата». Впервые фестиваль камерной музыки стал тематическим - посвященным творчеству одного из крупнейших композиторов XX века Дмитрия Шостаковича. Кстати, гений симфонической классики не раз бывал в Воронеже. Учитывая это, организаторы «Камераты» на этот раз особенно волновались, что фестиваль из-за пандемии может сорваться. Но всё в итоге обошлось.

На сцене филармонии - прекрасная восьмерка. Это солисты одного из ведущих коллективов мира - симфонического оркестра Большого театра. Открывают фестиваль камерной музыки пьесами Дмитрия Шостаковича. В сентябре исполнилось 115 лет со дня рождения композитора. Сложная, интеллектуальная, глубокая и лирическая музыка Шостаковича стала отражением образа противоречивого XX столетия, но осталась актуальна и сегодня.

Игорь Цинман, первая скрипка, заместитель концертмейстера симфонического оркестра Большого театра России:

- Шостакович жил в безумно сложное время. И за это мы его любим и не можем без него. Потому что когда ты хочешь выразить что-то без слов, в молчании, когда внутренний крик тебя переполняет - это музыка Шостаковича, когда можно было говорить о чем-то очень-очень тихо, на кухне.

Один из солистов Петр Кондрашин - представитель известной музыкальной династии, внук выдающегося советского дирижера, когда-то оказался на расстоянии рукопожатия от Дмитрия Шостаковича. В семье остались фотографии и пластинки, подписанные композитором.

Петр Кондрашин, лауреат международных конкурсов, солист симфонического оркестра Большого театра России:

- Эмоции меня переполняют, потому что Воронеж для меня почти родной город. И отец мой Федор Кириллович Кондрашин очень много здесь работал, записывал оркестр воронежский, издал много дисков. И первый концерт, который я сыграл в своей жизни, был именно в Воронеже. Я играл первый концерт Шостаковича.

Солисты также исполнили октеты Феликса Мендельсона и Джордже Энеску. Произведения для восьми инструментов - особый жанр, который, как и камерную музыку, не часто услышишь в Воронеже. Создается ощущение встречи тет-а-тет с музыкантами. В октете каждый инструмент играет свою неповторимую роль.

Дмитрий Прокофьев, лауреат международных конкурсов, солист государственного квартета имени Глинки:

- Интересно просто следить за каждым голосом, за его динамикой, за его развитием. В октете у вас как бы 8 жизней, 8 историй, 8 судеб.

Из-за введенных ограничений - временного закрытия всех концертных площадок - фестиваль оказался под угрозой отмены. И тут случилось невероятное - навстречу пошли другие учреждения культуры, и по сути спасли фестиваль. Так, например, концерты виолончелиста Александра Рамма и пианиста Андрея Коробейникова перенесли в колледж Ростроповичей, а выступления бас-баритона Владимира Байкова под аккомпанемент Михаила Аркадьева состоялось в фойе театра оперы и балета. Зрителям открылись новые концертные пространства, которые оценили и приглашенные солисты.

Ирина Авралева, художественный руководитель Воронежской филармонии и фестиваля «Воронежская камерата»:

- Ощущался какой-то особый нерв. Какая-то особая пружина. Можно в это верить или нет, но такое впечатление, как будто сам дух Шостаковича нам помогал. А ведь действительно ему это близко - все время творчество на пределе возможностей, все время преодолевая что-то. Его музыка впитала жуткий, наполненный коллизиями XX век.

Концерт Московского камерного оркестра также был перенесен из стен филармонии на сцену драмтеатра. Радикальная смена площадки не смутила музыкантов. Уникальный столичный коллектив Musica Viva отличается тем, что исполняет музыкальные редкости и раритеты.

Александр Рудин, народный артист России, художественный руководитель, дирижер и солист Московского камерного оркестра Musica Viva, профессор Московской консерватории:

- Мне показалось, что акустика хорошая. Мне показалось, что хорошо всё звучит. Так что я тоже боялся, что будет концерт в театре. Все-таки в 70 случаях из 100 это значит, что гораздо сложнее играть, а в данном случае здесь как-то всё удачно сложилось.

Пять дней, семь площадок и столько же концертов, лекции, мастер-классы, великолепные исполнители и насыщенная, изысканная программа - праздник камерной музыки прошел на высокой ноте, несмотря на экстренные переносы и состоялся при поддержке Министерства культуры в рамках проекта «Всероссийские филармонические сезоны». Организаторы обещают - следующая, юбилейная «Воронежская камерата» состоится и принесет немало музыкальных открытий.


Источник: tv-gubernia.ru


Нет комментариев. Ваш будет первым!