Самый юный баритон воронежской оперы:«Пока молод, примеряю на себя разное»

Самый юный баритон воронежской оперы:«Пока молод, примеряю на себя разное»

Cолист воронежского театра оперы и балета Иван Кураев весной вернулся из Санкт-Петербурга с дипломами конкурсов эстрадной песни и романса. Это не первый творческий смотр с его участием, не первая подобная награда. И каждый раз молодой певец демонстрирует готовность экспериментировать, выступая в разных амплуа.

- По фактуре, по внешности меня воспринимают больше как лирического героя, - признаётся Иван Кураев. - Но ведь помимо театра, есть и концертная деятельность! В репертуаре у меня - эстрадные произведения, исполняя которые, можно себя проявить по-разному. Однажды я участвовал в конкурсе молодых исполнителей имени Исаака Дунаевского. Исполнял песню Попандопуло из оперетты Бориса Александрова «Свадьба в Малиновке». Был на мне и костюм соответствующий: красные штанишки, тельняшка. А там два произведения подряд надо исполнить. Первой была песня Пали Рача из оперетты Имре Кальмана «Цыган-премьер». Я в солидном костюме, всё красиво... Статный молодой человек! Потом выхожу за кулисы, чтобы скинуть ту одежду за секунду: она на липучках, а под ней - другая, и я в тех самых штанишках и тельняшке возвращаюсь на сцену. Зрителям и членам жюри понравилось. Пока молод, примеряю разное на себя!

Последняя фраза в устах самого молодого солиста оперного театра звучит как программная. Герою этой статьи 23 года: главные его творческие победы и эксперименты впереди. Но и сейчас есть чем похвастаться.

«Я чувствовал себя белой вороной»

- Родился я в Воронеже, живу в Советском районе. Здесь и в школе учился, - так начал Иван рассказ о себе.

Школа как школа, место как место. И всё же непросто представить, что где-то на окраине формируется личность будущей звезды оперной сцены, музыканта или поэта. Иногда так происходит благодаря тому, что семья творческая. Помогло это и Ивану Кураеву.

Началось всё с бальных танцев. А в 10 лет мальчик начал учиться эстрадному вокалу в музыкальной школе. Эстрада интересовала, что называется, «классическая», времён СССР. Такие предпочтения неочевидным образом оказались связаны с любовью к народной песне: этот интерес родители, бывшие артисты Воронежского русского народного хора, сыну передали. Судьбоносным стало знакомство с записями Муслима Магомаева.

- Благодаря его творчеству я начал интересоваться и классикой, - говорит певец. - Помимо «Королевы красоты» и других подобных вещей Магомаев прекрасно исполнял оперный репертуар. А на канале «Культура» часто транслировались концерты знаменитых «Трёх теноров» - Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти. Мне стало интересно. Пришло понимание, что опера даёт больше для развития певца. Если у тебя классическая вокальная школа, то в будущем можешь исполнять и эстрадные произведения, и народные. Мне так кажется до сих пор.

- Но для школьника такой интерес необычен. Почему же всё-таки опера, а не попса, рэп или хоть пост-панк?

- Ну вот не знаю! Как-то так получилось. В 5-6-м классах мне неинтересно было слушать то, что слушают одноклассники. Поначалу я чувствовал себя белой вороной. Но потом как-то это принял и не старался никому понравиться.

О школе, впрочем, Иван отзывается тепло. Когда там недавно готовили концерт к 8 Марта, он охотно откликнулся на приглашение выступить:

- Учащиеся подготовили программу, а в конце был сюрприз: мой выход. Учителя и на спектакли приходят! А в 2019 году у меня в Доме актёра состоялся сольный концерт, и я тоже видел знакомые лица. Всегда приятно, когда у тебя есть своя аудитория.

Конечно, звучали и песни Магомаева. Как ни крути, для баритона наследие, которое оставил Муслим Магомедович, - это наш хлеб.

В 2014-м, после 9-го класса, Иван Кураев поступил в музыкальный колледж имени Ростроповичей - в класс солистки театра оперы и балета, заслуженной артистки России Александры Тырзыу. Когда-то Ивану запомнилось её появление в образе Цецилии, матери Эдвина, в «Сильве». А теперь он сам в этом спектакле участвует.

- На экзамене я исполнял романс венгерского композитора Шентирмая «В мире есть красавица одна». И посвятил его Александре Михайловне. Я пел, глядя ей в глаза. И впервые увидел, чтобы уже взрослая женщина, заслуженная артистка так засмущалась. Она мне потом говорила: «Сижу и думаю: «Да, какой наглый мальчик! А из него, наверное, что-то получится».

Кстати, поступал Иван в колледж как тенор. Таким услышали его голос в музыкальной школе.

- Но потом Александра Михайловна спросила: «Тебе удобно?» - «Да как-то нет». - «А кем себя ощущаешь?» - «Скорее всего, я баритон». Она говорит: «Ты правильно себя ощущаешь».

«Ты - это не ты»

Приглашение в театр Иван получил на 3-м курсе. Для постановки «Здрасьте, я ваша тётя» шли поиски дублёра на роль Эрика Чесней, которую репетировал Фёдор Костюков, ещё один ученик Александры Тырзыу. Та посоветовала режиссёру Галине Тарасовой своего студента. Пришёл, спел, понравился. После полугода стажировки его взяли в труппу. «Герой - английский студент, и мне, в принципе, не пришлось ничего выдумывать», - вспоминает мой собеседник. Тут же, впрочем, выясняется: то был не только дебют на большой сцене, но и первый опыт актёрской игры. Спустя несколько лет тогдашние чувства описывает уже профессионал:

- Как сказал Станиславский, «нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». Я нахожу в каждой роли какую-то интересную историю. Неважно, большая она или маленькая. Это всё идёт в копилку. Когда пришёл сюда, думал, что меня пригласят на роль из серии «кушать подано». А в пьесе Эрик Чесней фактически не уходит со сцены до конца первого акта! Вся сюжетная завязка - на нём. Приходилось непросто. Но ничего: глаза боятся - руки делают! Открылся занавес - а там тысячный зал. Сначала у нас на сцене трио, но потом ребята разбегаются, и ты остаёшься один. Непередаваемое чувство! Это ответственность. И, конечно, волнение. Но только в первые мгновения. А потом всё: ты - это не ты! Ты - это твой герой.

 

 

Случались и перевоплощения весьма неожиданные. Заболел актёр, занятый в оперетте Франца Легара «Граф Люксембург». И пришлось спешно учить роль.

- В принципе, она небольшая, но есть один момент. Это женщина в возрасте! Режиссёр использовал приём гротеска. Была идея, что мужчина должен играть женщину. Но прежде играл мужчина взрослый! И мне приходилось доставать из своей головы наблюдения за людьми. По улице ходишь порой и смотришь: так, интересная походка, интересная мимика, голос... Выходил на сцену в женском образе, пока солист не выздоровел. Понимаю, что это, может, ещё рановато. Уж слишком роль на сопротивление! В том числе по возрасту.

И тем не менее подобные случайные эксперименты помогают лучше осознать, что даже в опере артисту нужно быть универсальным: уметь не только петь, но и танцевать; а в случае необходимости - не бояться взлететь под потолок, словно цирковой гимнаст.

Весна в «Сапсане»

Певец ярко показал себя, участвуя в конкурсах вокалистов: и как эстрадник, и как академист. Недавно вернулся из Питера, где стал лауреатом I премии и обладателем спецпремии имени Михаила Аптекмана конкурса «Весна романса» и лауреатом I премии конкурса «Весна эстрадной песни». Поездка могла случиться годом раньше, но вмешался ковид.

Трансляцию гала-концерта смотра «Весна романса» Иван увидел по телевизору. Заинтересовался, нашёл на Youtube страницу конкурса и, как признаётся, «влюбился в атмосферу». А вскоре началась пандемия, проводить такие акции стало невозможно. Но Иван не оставил идею поучаствовать:

- Я продолжал заниматься вместе с концертмейстером, моим другом Станиславом Фроловым, который работает в институте искусств. У нас сложился тандем. И концертмейстер, и исполнитель важны - особенно когда звучит романс!

Первый тур прошёл в музее театрального искусства неподалёку от Невского проспекта. Потом был следующий. Сразу два конкурса проходили в один день - «Весна романса» и «Весна эстрадной песни»:
- В первом мы участвовали с концертмейстером, второй проводился под минусовки. Члены жюри ко мне очень тепло отнеслись! Результат не сразу объявили, но некоторые подходили и говорили: «Мы с тобой увидимся в марте на третьем туре».

От организатора конкурсов - концертного агентства «Русская музыка» поступило предложение выступить в одной из весенних программ. Иван с волнением говорит, что исполнилась его «промежуточная мечта» - спеть с эстрадно-симфоническим оркестром на сцене концертного зала «Октябрьский».

- А я же учусь заочно в ГИТИСе, и у меня как раз была сессия: заканчивал 3-й курс факультета музыкального театра. Каждый день - зачёты и экзамены. Проходило всё так: на «Сапсан» прыгнул, доехал до Питера, выступил - и назад.

«Меня мои кумиры не разочаруют»

В конце разговора мы извилистым путём вернулись к его началу: обсуждению музыки, которую герой статьи слушал в детстве, той, которая изменила его жизнь. Неужто, поинтересовался я, и сейчас голоса и ритмы современной эстрады не вызывают интереса?

- Я слушаю всё равно, - ответил Иван. - Мне интересно, что происходит! Не скажу, что всё плохо. Но очень мало того, что по-настоящему может меня зацепить. Либо люди искусством занимаются, как спортом: рекорды ставят вокальные... А есть те, кто ничего не пытается. Просто выходят на сцену - и ни образа, ни мысли, ни идеи, ни концепции!

Тут мой собеседник задумался. А затем добавил:

- Но вообще всё меняется. Ты меняешься! В какой-то период жизни нравится одно, потом идёт переоценка. В том числе и недавних кумиров. Но мне в этом плане проще. Потому что большинства моих кумиров уже нет в живых. Тяжелее тем, у кого они живы. Потому что в любой момент могут разочаровать. Меня мои кумиры не разочаруют.


Источник: tv-gubernia.ru



Нет комментариев. Ваш будет первым!