Воронежцы оценили сайт-специфик оперу с шумами города и гудками электричек



21:45
412

Одним из самых необычных и масштабных перформансов XI Платоновфеста стала опера «Жители родного города» по одноименному рассказу Андрея Платонова, которая прошла на вокзалах «Воронеж-Курский» и «Воронеж-1». Автор — московский проект «Геометрия звука». Устраивали перфоманс ночью, специально, чтобы не мешать движению поездов.

Отправная точка — Курский вокзал. Под покровом ночи участники перфоманса направляются к перрону, где их ждет электричка — как портал из знакомого города в совершенно иной Воронеж.

Пассажиры занимают свои места в вагонах. В предвкушении необычного путешествия люди разговаривают, много шутят.

Алексей Платонов, Кристина Матвиенко:

— Уже одно то, что здесь целая перформативная электричка — это интересно. Но в электричках мы едем часто. Вот с этими людьми не часто. Поэтому ощущения странные. Но ощущение создает путь.

Электричка трогается. Внезапно появляются авторы перформанса — композитор Даниил Посаженников и художник Анна Кострикова. Зачитывая текст, они готовят участников к действу.

Электричка прибывает на вокзал «Воронеж-1». На перроне стоят люди, лица которых, словно в фильме ужасов, подсвечены планшетами и фонариками. Это хористы театра оперы и балета. Они издают звуки, имитируя гудки. Им вторит аккордеон. Так начинается железнодорожная сайт-специфик опера, то есть опера, ориентированная на определенно место

Тут в дело вступает ансамбль машинистов. Чтобы получилась такая железнодорожная музыка, пришлось задействовать несколько электропоездов, выставить их на определенном расстоянии друг от друга и написать каждому машинисту специальную партитуру. Впрочем, как и всем другим перформерам.

Чтобы попасть на вокзал, зрители проходят через подземный переход, где видят бабушек, которые продают цветы — они тоже часть перфоманса. Происходящее чем-то напоминает квест.

Тем временем в центре зала ожидания начинает играть необычный ансамбль: скрипка, арфа, мандолина и большой барабан. Потом вступают тромбон, тамтам и пианино. Всё вместе создает эффект техногенного эха города. Музыканты используют нетрадиционную манеру игры и странные инструменты. Например, не барабанные палочки, а так называемый «супер-бол»

Мирослава Тырина, участник проекта «Геометрия звука»:

— Мы сделали из попрыгунчиков и больших спиц этот инструмент, с помощью него можно создавать вибрацию на большом барабане.

Елена Юденкова, зритель:

— Именно воспроизведены были точно вот как на улицах происходит. Вот мы по улице идем каждый день и слышим — то сигнализация сработала, то крики, шум. Именно про городскую среду.

Набор звуков порой напоминает саундтрек к фильму жанра хоррор. К инструментам добавляются голоса: народные из ансамбля «Воля» соединяются с академическими. Руководит всем железнородорожным ансамблем главный хормейстер Воронежского оперного Ольга Щербань.

Ольга Щербань, главный хормейстер Воронежского театра оперы и балета:

— Для нас это было ново. В любом случае это очень интересная музыка. И артистам хора, и мне это очень понравилось. Новый материал, новая подача. И мы такого не делали. Поэтому для нас это было открытие. И, конечно, это расширяет. И вообще для музыканта это важно, чтобы мы не топтались на месте, а шли вперед.

Ксения Романова, артистка хора Воронежского театра оперы и балета:

— Это все было через протест. Принятие через протест. Это и для уха сложно, и для речи сложно, и для мозга сложно. Большая партитура, за всем нужно следить, нужно просчитывать. Это отличается от классического написания музыки, которую мы привыкли слушать. Никакого диапазона между исполнителем и зрителем. Прослойки свободной нет, и воздуха нет, как будто бы мы исполняем музыку вместе со зрителем.

Здание вокзала создатели перфоманса назвали храмом. Действительно, музыка местами чем-то неуловимо походила на католическую мессу. А подсветка напоминала военные прожекторы.

Даниил Посаженников, композитор-постановщик:

— Тот город будущего, о котором Платонов мечтал, это наше с вами настоящее. Всё воскресло. Всё появилось вновь. Но мы не можем это прочувствовать. Нам нужно заново свои глаза повернуть, чтобы на это посмотреть, и мы поняли, что вокзал — это точка входа в город, и что будет, если заново приехать в этот город, как город будущего, как город Платонова, который он представлял.

Марина Демченко, художник:

— Сам акт вызывает эйфорию какую-то, и это очень мощное впечатление. И много мыслей, переживаний просто про людей, которые проходят через этот вокзал постоянно, которые оказываются случайно в одном городском пространстве, сходятся. Про пересечение судеб, жизней. Тут и шуршащие пакетики, и шаги, голоса, куртки. Тут раскрылся звуковой фон города на полную. Всё это создавало полифонию.

Цель этого перфоманса, говорят его авторы, научить людей слышать симфонию звуков города, прислушиваться к тому, что происходит здесь и сейчас. Ведь в этом есть своя особая красота и гармония.


Источник: tv-gubernia.ru


Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Вам будет интересно

Оператор мобильной связи Tele2 подвел итоги Всемирного фестиваля уличного кино, прошедшего в Воронеже в выходные – 10 и 11 августа. Более тысячи жителей ...
151
Жители Воронежской области оценили свое школьное образование в среднем на 3,9 балла из 5 возможных. Таковы результаты исследования сервиса по подбору работу ...
161
В Сети стало все больше появляться сообщений о припаркованных автомобилях, которые нарушают правила дорожного движения. На этот раз автомобиль ВАЗ зас...
369