Воронежцы увидели танцы бога Шивы на пепле

Воронежцы увидели танцы бога Шивы на пепле

Спектакль «aSH/Пепел» знаменитого французского хореографа Орельена Бори, созданный специально для индийской танцовщицы Шанталы Шивалингаппы, показали в Воронеже 11, 12 и 13 июня. Показ на Платоновском фестивале стал премьерой шоу в России.

Орельен Бори создал «aSH» как портрет известной индийской танцовщицы Шанталы Шивалингаппы.

– Основной моей идеей было взять одного человека и построить весь спектакль вокруг него одного. Поначалу это казалось невозможным. Когда вы создаете портрет, использовать литературу или живопись гораздо проще. Но я выбираю театр и танец. Потому что танец позволяет показать человека с другой стороны, найти другой подход. В данном случае это знакомство с Шанталой. Когда мы закончили работать над спектаклем, мы поняли, что у нас получилось представление. На спектакле зрители знакомятся с Шанталой такой, какая она есть на самом деле, – рассказал Орельен Бори.

Одним из главных образов при работе над спектаклем стал индийский бог Шива. Это один из верховных богов в индуизме, отвечающий за созидание и разрушение. Также Шива считается богом танца. Все эти символы хореограф и танцовщица стремились зашифровать в постановке. Все декорации спектакля – это огромный рулон бумаги. В начале представления он неподвижно висит на заднике, но с нарастанием темпа спектакля начинает то вздыматься, как цунами, то опадать, как водопад, символизируя природные стихии, которым противостоит хрупкая, но сильная индийская танцовщица. Шантала Шивалингаппа призналась, что для того чтобы настроиться на спектакль, ей очень важно почувствовать природные вибрации, поэтому в Воронеже она ходила в парк, где прикасалась к деревьям и земле, чтобы зарядиться местной энергетикой.

– Спектакль для меня – это контакт с природой, с теми элементами, которые окружают нас. Наше тело и наша кожа – это тоже часть природы. А танец – важная часть соединения природы и человеческого естества, – отметила Шантала Шивалингаппа.

Танцовщица много лет занимается классическим индийским танцем кучипуди, который и лег в основу хореографического рисунка постановки. В Индии он имеет сакральное значение – каждое движение рук и ног, каждый поворот головы и даже взмах пальцами несут свой смысл. Но и неподготовленный зритель смог оценить красоту и величественность этих почти ритуальных движений. Шантала Шивалингаппа огромной кистью, смоченной в воде, нарисовала на сцене спираль, затем посыпала ее мукой и стала танцевать на этом «пепле». Танцовщица создавала ступнями идеально ровные круги, которые складывались в мистические узоры. Похожие орнаменты индийские женщины создают с помощью риса и муки в своих домах, рассказала Шантала. В постановке «aSH» у них был еще один смысл – они символизировали цикличность жизни.

– В спектакле очень много диалога с природными силами и всем тем естественным, что окружает нас. Мы открываем для себя женщину и в конце видим, к чему это все приходит. Мне было очень важно использовать в спектакле те элементы, которые помогли бы раскрыть ее образ. Фигура Шивы была для нас очень важна. В Индии Шива – бог танца. Когда он двигается и танцует, он управляет миром. Он и создает вселенную, и разрушает ее до состояния пепла, и танцует на этом пепле. Для меня было важно показать процесс создания пепла как диалог между жизнью и смертью, между существованием и исчезновением. Театр – это тоже организм, который живет своей жизнью, который всякий раз рождается и умирает на глазах зрителей, и это такой беспрерывный цикл, который мы тоже отражаем в спектакле, – рассказал Орельен Бори.

Создатели спектакля рассказали, что познакомились 10 лет назад, и почти все это время работали над постановкой. Когда они задумались о музыкальном сопровождении, Шантала сказала, что главное для нее – чувствовать ритм. Поэтому вся музыка в спектакле – работа перкуссиониста Лоика Шильда, который играл на сцене на разнообразных древних и современных ударных инструментах: нескольких гонгах, тамбуринах, ханге. Непрерывное звучание разных барабанов усиливало впечатление, что на сцене происходил мистический первобытный ритуал.

– Для танца кучипуди необходимы сильные ноги, сильный корпус. Но эта сила позволяет создавать легкость и плавность движений. Шива – бог, создающий все движение, за счет которого существует вселенная, поэтому, поставив его в центр спектакля, мы придали всему происходящему новый смысл. Мы хотели напомнить о цикличности мироздания, о силах, которые дают существование всему живому, – рассказала Шантала Шивалингаппа.

В 2018 году воронежцы видели на Платоновском фестивале другой спектакль Орельена Бори из этой же серии: постановку «Сплетение» хореограф создал как портрет японской танцовщицы Каори Ито. Его показ в Воронеже также был российской премьерой.



Нет комментариев. Ваш будет первым!