Воронежским зрителям Платоновфеста показали перформанс с участием крестьян-космонавтов

Станцевать на границе земли и воды. На насыпи Петровской набережной прошел хореографический перформанс «Новая земля», по рассказам Андрея Платонова. Прочувствовать его творчество через движение в рамках XI Платоновфеста решили артисты танцевальной труппы Камерного под руководством лауреата «Золотой маски», независимого хореографа Анны Щеклtиной.

Земля дает жизнь и земля дает смерть. Всё появляется из земли, и всё возвращается в нее. Она - кормилица, она - опора. Андрей Платонов часто обращался к этому образу. Танцовщики, напоминая то ли космонавтов-первооткрывателей, то ли крестьян, словно из воды, выходят на новую землю, чтобы ее покорить. Но мыслями и чувствами устремлены в небо.

Анна Щеклеина, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»:

- Мы накопили символический ряд, связанный с Платоновым, с его ощущением мира. И немного отошли от ощущения крестьян-космонавтов, которое было заложено изначально. И пришли просто к моменту человека, который ступает на новую землю, как он соединяется с природой, как он соединяется с другим человеком. Как он вообще обживает это пространство. Когда мы ступаем на какую-то новую территорию, что происходит с нами? Какие чувства мы переживаем, на что мы хотим опереться?

Танцем в традиционном понимании происходящее назвать сложно, скорее, это спонтанное движение. Некая структура в перформансе есть, однако внутри действие построено на полной импровизации. Артисты одновременно и гладиаторы, и косари, и даже птицы.

Наталья Неповинных, артистка танцевальной труппы Воронежского Камерного театра:

- Я хочу сказать, что, наверное, мы не Платонова танцуем, а себя все-таки. Для меня новая земля - это неизвестность, завоевание, приключение, и потом пришла такая мысль, что нет ничего моего - а все общее. Сначала пришли - песок, все очень неуверенно. Переминаешься с ножки на ножку. А сейчас как-то освоили пространство. Мы две недели здесь находимся каждый день и освоились, и, наоборот, берем силу от этого.

Артисты двигаются под цитаты из рассказа «Лунные изыскания». Эти строки они знают чуть ли не наизусть. Готовясь к перфомансу, танцовщики погружались в творчество Андрея Платонова, много читали. По словам Анны Щеклеиной он - очень телесный писатель. И телесность эта выражается в особой внутренней поэтике.

Анна Щеклеина, хореограф, лауреат премии «Золотая маска»:

- Он очень подробно описывает переживания, очень поэтично использует русский язык. И это потрясающе! Его короткие послания, он пишет короткими посланиями, и в них всё закладывает. И тело откликается, потому что его абсолютизм сразу попадает в тело, и мы не можем не откликнуться и быть равнодушными.

Основная трудность, с которой встретились артисты - то, что нужно было танцевать на песке.

Олег Петров, артист танцевальной труппы Воронежского Камерного театра:

- Он очень много съедает движения, из-за вязкости. Из-за того, что приходится через какое-то сопротивление двигаться. Сил съедает много. И были такие ощущения, что можно потанцевать 5-10 минут в мощном режиме. И устать также, как отработать часовой спектакль в театре. Черная коробка сценическая и пространство здесь - абсолютно разные пространства, и существование там и здесь кардинально отличаются.

Погода постоянно менялось, так что казалось, будто природа тоже участвует в перфомансе. В самый разгар неожиданно пошел дождь. Однако это не остановило артистов, а добавило происходящему новые смыслы. Танцовщики взимодействовали со зрителями, которые становились такими же участниками творческого акта.

Павел Брат, художник:

- Это настоящий перформанс, то, что сейчас был дождь в самом центре всего представления. Мне кажется, это внесло какую-то природную драматичность в действие, это очень здорово. Это удача. Мне кажется, то действо, которое они показывают, оно достойно глубокого переживания и сочувствия, вплетается в мысли всех людей, которые такие же участники. Так же стоят на этом песке, так же мокнут под этим дождем.

Цикл перформансов, созданных специально для XI Платоновфеста, завершился. Перформеры копали котлован, пели железнодорожную оперу на вокзале и читали письма Андрея Платонова в подвале. В рамках фестиваля такие творческие эксперименты вне театральных площадок представлены впервые, как необычный способ популяризации творчества писателя.


Источник: tv-gubernia.ru


Нет комментариев. Ваш будет первым!