Виталий Шабалатов - первый министр или соперник Александра Гусева

Виталий Шабалатов - первый министр или соперник Александра Гусева

До вчерашнего назначения имя Виталия Шабалатова последний раз упоминалось в аналитике СМИ по занятному поводу: на замену чиновника прочили Алексея Котенко – помощника первого министра Юрченко, место которого с сегодняшнего дня и занял Виталий Алексеевич.

А чуть ранее на своей пресс-конференции Александр Гусев вышутил Котенко, сравнив его с Санчо Пансо, попутно дав понять, что строительно-коммунального зампреда Виталия Шабалатова ему заменить не светит никак.

- Он пришёл на должность помощника, очень маленькая такая должность. И я не думаю, что он может с этой должности куда-то продвинуться. Это как если бы Санчо Панса сел на Росинанта, - сказал Гусев о Котенко.

Заметим, что господин Шабалатов начал в 2010 году свою карьеру чиновника тоже с должности помощника, правда, не первого министра, а - губернатора Алексея Гордеева.

Вообще, новый первый министр Виталий Шабалатов, который теперь получил бразды правления сопоставимые с губернаторскими, являет собой политическую фигуру, сотканную из сплошных противоречий. Можно сказать, что в этом смысле назначение Шабалатова стало опознавательным знаком эпохи губернатора Гусева, начавшейся после избавления от приставки «врио».

Биография Виталия Алексеевича, родившегося 9 апреля 1974 года в Калаче в семье первого секретаря райкома А. Ф. Шабалатова, полна любопытных событий. Но сегодня мы сосредоточимся на тех, что произошли с 2010 года – когда юрист Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов Виталий Шабалатов оказался на площади Ленина.

Благодаря чему именно, Шабалатов оказался в команде Гордеева, точно неизвестно. Есть версия, что сыграли роль связи, заводить которые у Виталия Алексеевича талант: юридические дела свели с Юрием Раковым, который служил в железнодорожных войсках вместе с Алексеем Гордеевым. С началом губернаторства Гордеева Раков попал в ближний круг, возглавил архнадзор и якобы вспомнил о Шабалатове. Но по-настоящему зажглась звезда скромного, но перспективного помощника губернатора Шабалатова, когда он «разобрался с обманутыми дольщиками». Собеседники в облправительстве так и выражаются – «разобрался». Другой вариант – «решил проблему». С этого момента карьера чиновника пошла в гору, ему стали поручать решение «сложных дел», а наименование «юрист-решальщик» за ним закрепилось ещё раньше успеха на службе у Гордеева.

Схема, в которую были привлечены крупнейшие застройщики, - «земля в обмен на метры» - была, как говорят, не только придумана юристом, но получила от него правовую базу. Областной думе осталось только принять подготовленное решение, о компенсации застройщикам затрат при расселении обманутых дольщиков за счёт выделенных под это федеральных земель.

Решение проблемы дольщиков, отмеченное «главным по дольщикам» Александром Хинштейном, оказалась долгоиграющим драйвером карьеры Шабалатова. Перейдя в 2013 году из помощников в управделами Воронежской области, он продолжал ею успешно заниматься.

И тут обращает на себя внимание такое противоречие: юрист, сумевший придумать, как соблюсти разнокалиберные интересы множества разнокалиберных людей, сам не смог разрулить земельный конфликт с соседом. Те самые пресловутые 10 соток пенсионера Вячеслава Позднякова. Многолетний конфликт, в ходе которого пенсионер Поздняков писал публичные обращения о «захватчике земли Шабалатове» в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет, до сих пор тлеет. Пару месяцев назад Поздняков попал в больницу и даже в этом обвинял в разговоре с журналистом «Блокнот Воронеж» зампреда правительства Шабалатова, борьба с которым истощила его «морально и физически».

Казалось бы, почему бы уже не подарить землицу соседу, когда ты такой всемогущий чиновник? И через аффилированных лиц имеешь уже столько участков, что вся семья Поздняковых может на них потеряться. Но нет, конфликт был доведён до той стадии, на которой Вячеслав Поздняков попросил Кирилла Левита (а копией заявления - Александра Бастрыкина) возбудить в отношении Шабалатовауголовное дело по статьям №159 (мошенничество), №285 (злоупотребление должностными полномочиями) и № 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности).

По заявлению Позднякова, господин Шабалатов заработал указанные статьи, действуя через фирму своей сестры Ирины Журихиной. Но мы здесь не будем отвлекаться на сестру чиновника и их связи с крупнейшими застройщиками региона, в том числе, с компанией «Выбор». Это «Блокнот Воронеж» достаточно освещал, к слову, о сестре чиновник в интервью вашему журналисту сказал: «она в бизнесе с тех пор, когда я ещё в школу ходил». Жаль, но придётся пропустить и видеоатаку на чиновника в связи с землёй под парковку, и вертолётный скандал и разоблачающее письмо Жарковой, которая взялась за Шабалатова после успеха с обвинённым в сутенёрстве Алексеем Климовым.

Цель отчётного материала проследить чисто чиновничий взлёт Алексея Шабалатова.

Итак, взлёты в карьере господин Шабалатова происходили с периодичностью в три года. 2010 год – помощник по особым поручениям Алексея Гордеева, 2013 год - управделами Воронежской области, 2016 год – зампред областного правительства. Лишь при Александре Гусеве плавная синусоида резко нарушилась. Осенью 2018-го Виталий Шабалатов стал вторым человеком в регионе, а некоторые, не забывая про фигуру Алексея Гордеева, растившего Шабалатова (либо для пересадки в Москву, либо в кресло губернатора) считают, что – первым.

Коротко вспомним, как это было.

Став под занавес 2016 года вице-премьером, Виталий Шабалатов сразу повёл в счёте в необъявленной аппаратной войне с вице-губернатором Геннадием Макиным. Отхватил у Геннадия Ивановича строительство. И даже историческое выступление Алексея Гордеева против «архитектурного бандитизма» источники в областном правительстве рассматривали как часть широкой презентации вице-премьера Виталия Шабалатова, «зримо и сердито» вступающего в новую должность. 

К слову, Шабалатов так увлёкся отбиранием полномочий у Макина, что лишил его кураторства над дорогами в апреле 2018 года.Чисто на словах, выступая в облДуме. Почти за 3 месяца до официального увольнения Геннадия Макина. 

Это ещё одна противоречивая черта личности первого министра. Такой осторожный, когда дело касается подготовки решений по «сложным» вопросам, Виталий Шабалатов не прочь публично проговорится об известном только посвящённым исходе схватки бульдогов под ковром. Тщеславие? Возможно.

Сегодня Виталий Шабалатов как первый министр, как вице-губернатор по экономическим вопросам курирует департаменты финансов, экономразвития, труда и занятости, управление по охране объектов культурного наследия, регулирование тарифов и регулирования в сфере закупок, ДИЗО. И стройки, и дороги. Впрочем, источники полагают, что Гусев оставит за собой личный контроль над финансами и прочими «цифрами», но ведь всё в итоге упирается в людей.

А людей в правительстве Шабалатова сейчас кажется уже больше, чем у прославленного Юрия Агибалова, с «золотым парашютом» спрыгнувшего на пенсию. И если многочисленный клан Агибалова включал в себя в основном начотделов и управлений (и, как правило, это родня), то в сетях Шабалатова - крупная рыба (но, как правило, связь здесь законспирирована).

Например, начальник департамента ЖКХ Галина Смирнова, которая является креатурой господина Шабалатова, вряд ли станет признаваться в этом. Не афишируется и общий интерес Шабалатова с главой АИР Владимиром Логиновым, а это такой чиновник, который один может перевесить весь клан Агибаловых.

Идём в мэрию Воронежа, а там на ключевом посту главного архитектора уже человек Шабалатова – Людмила Подшивалова. Если вдруг вернётся Марина Ракова – это тоже, сообщают инсайдеры, устроит Виталия Шабалатова.

Да что архитекторы. Сам мэр Вадим Кстенин намного ближе к Шабалатову, чем к Гусеву.

И с силовиками Виталий Алексеевич тоже на дружеской ноге; взаимодействие с ними при поворотах в «узких» местах тоже за первым министром.

А почему Алексей Гордеев не оставил после себя Шабалатова вместо Гусева? - вопрос совсем не праздный. Наверное, ответ на него лежит в плоскости того, что должность губернатора – выборная. Вот, если бы главу региона согласовывала облДума (как было на первом сроке Гордеева), бывший губернатор не исключено лоббировал бы в преемники своего бывшего помощника.

Второй вопрос – а что с Москвой? Почему ценный Виталий Шабалатов остался в Воронеже, когда, скажем, Максим Увайдов крепит «гордеевские» ряды в правительстве РФ.

Сейчас поиск ответа на этот вопрос может быть только в области конспирологии. Есть, например, слух, оставленный после посещения региона из АП (парашютное дело Агибалова), что у Александра Гусева не хватает стрессоустойчивости. А накаты на него (начали с Агибалова, продолжили через облздрав Щукина) только будут продолжаться. И первый министр Шабалатов тем временем потихоньку будет входить в курс губернаторских дел. К слову, упомянутый Максим Увайдов (а особенно его амбициозная супруга Оксана Соколова) тоже не прочь вернуться в Воронеж – прямо на Плехановскую, 10. 

Когда (если) Вадим Кстенин облажается. 

Гусев с Увайдовым вряд ли сработается (времена мэрства Александра Викторовича указывают на это), а Виталий Шабалатов готов работать с любым мэром.

Однако, повторимся, эти перспективы пока из области конспирологии. Может быть, должность первого министра такая, что провоцирует эти слухи. Евгения Юрченко вот тоже прочили в преемники, но Александр Гусев с ним технично распрощался. Только Виталий Шабалатов – это не какой-нибудь миллиардер Юрченко. За ним не только Гордеев, ведь Гордеев как бы и за Гусевым тоже. Вспомним, что он юрист и юрист - весьма умелый. 

А как говорил дон Карлеоне, один законник с портфелем в руках добьётся большего, чем сто человек с автоматами.

Портфель у законника Шабалатова в руках весьма увесистый.



Нет комментариев. Ваш будет первым!