Что объединяет польских евреев и воронежских жлобов, с которыми боролся Гордеев

Что объединяет польских евреев и воронежских жлобов, с которыми боролся Гордеев

Вот только вряд ли политик победил в той схватке, поскольку он не понимал, откуда появились такие люди.

12 января Воронежскую область в очередной раз посетил ее бывший губернатор и вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев. С именем этого политика связан большой период в истории нашего региона. Как в политической, экономической, социальной, так и культурной жизни. Вместе со своей супругой Татьяной Александровной он старался как-то изменить местных жителей. Окультурить воронежцев.

В 2011 году Гордеев в этом вопросе даже шел ва-банк. В сквере за региональным правительством по его поручению даже откырвали своеобразный памятник-стул. Он якобы лечит людей от жлобства, то есть - жадности, хамства и чрезмерного себялюбия.

Алексей Гордеев на стуле от жлобства

К сожалению, в России очень часто под жлобами понимали именно воронежцев. Недаром ходит легенда, что еще Владимир Даль в своем бессмертном словаре «живаго великорусского языка» обессмертил этим термином наших земляков. У великого этнографа и лексикографа житель Воронежской губернии есть жлоб.

Однако поиски в словаре Владимира Даля ничего не дают, и мы не можем найти там упомянутого термина. Несколько лет назад мы говорили об этом с историком и писателем Николаем Сапелкиным. Он давал понять, что борьба Гордеева со жлобами была бессмысленной, поскольку политик попросту не понимал, кто это такие.

Оказалось, что у Даля в словаре есть термин «талагай». По своему содержанию он очень похож на польско-еврейское слово «жлоб». Талагаями называли жителей Придонья, которые вели свой род от упоминаемых в летописях обитателей лесостепного пограничья – бродников. Также есть версия, что они пошли от племен вятичей, чьи поселения были на территории Воронежской области в VIII-X веках.

Вятичи

- Эти люди имели уникальный опыт выживания без государства и в суровых природных условиях. Жили не богато, но зато и налогов не платили. Если приходили разбойники или татары, талагаи умело прятались: пусть разграбят хозяйство - лишь бы самим спастись. Поэтому и стали считать талагаев нелюдимыми, изворотливыми и всегда готовыми на обман. А потом добавились такие характеристики, как «грязнуля», «грубиян», «невежда». Именно так и трактует слово «талагай» толковый словарь Даля. Но как можно быть другим, выживая в дикой степи?! – говорил историк Николай Сапелкин.

Стоит отметить, что талагаи положили начало такой социальной группе, как однодворцы или дети боярские. Это были служилые люди, которые являлись потомками защитников от прорвавшихся на Русь кочевников. Талагаи жили только на правой, самой опасной крымской стороне Дона, по которой совершали свои походы татары.

Постепенно граница нашей страны отодвинулась на юг, и однодворцы стали государственными крестьянами. Однако они сохранили свою самобытность. А слово «талагай» сохранилось, как прозвище, которым называли коренных воронежцев вплоть до начала XX века. А дальше настали события, которые и положили начало термину «жлоб».

Польские евреи

- В годы Первой мировой в наши края эвакуировали население западных губерний. В Воронеже численность только еврейской общины выросла в шесть раз, и евреи стали играть заметную роль в жизни города. С собой переселенцы принесли и еврейско-польское слово «жлоб», которое попало даже в литературу. Например, в рассказы Андрея Платонова. Оно стало означать то же самое, что и «талагай», - рассказывал Николай Сапелкин.

Так что, с кем именно боролся Гордеев, остается только гадать. Но вряд ли он подразумевал талагаев.

Илья Ершов


Источник: bloknot-voronezh.ru



Нет комментариев. Ваш будет первым!