От строительства Русского флота до миллиардного ремонта: как сложилась судьба Петровской набережной Воронежа

От строительства Русского флота до миллиардного ремонта: как сложилась судьба Петровской набережной Воронежа

Около этого места в XVI веке формировался наш город, но благоустроенным оно стало гораздо позднее.

25 сентября в компании «ПГС проект» сообщили, что работы по благоустройству Петровской набережной Воронежа вышли на финишную прямую. Завершение работ по реконструкции I очереди этого городского пространства запланировано на конец октября. Впрочем, прогуляться по обновленной набережной люди могут уже сейчас. Основная часть работ была выполнена ко Дню города. Стоимость первого этапа ремонта обошлась в 762,2 млн рублей.

А в августе стартовали работы по II очереди реконструкции Петровской набережной. Стоимость контракта составляет 1,12 млрд рублей, и его получило кисловодское АО «Передвижная механизированная колонна №38». К осени 2024 года должно быть создано спортивное ядро со скейт-парком, памп-треком и многофункциональной зоной.

Словом, через год всю Петровскую набережную люди не узнают. Она должна стать современной и притягательной для людей. А ведь так было не всегда, ведь у этого места были как положительные, так и отрицательные моменты. Предлагаем посмотреть на многовековую историю Петровской набережной Воронежа.

Как царь Петр флот Русский строил

Воронеж времен Петра I

Как мы сказали, Воронеж формировался рядом с тем местом, где сейчас располагается Петровская набережная. Не удивительно, ведь большинство городов мира начинали застраиваться от реки. В Воронеже к тому же около нынешней набережной было огромное количество приречных ручьев. Они в XVI и XII веках служили естественной преградой от набегов неприятеля.

Важнейшими для нынешней набережной стали времена Петра I. Как известно, император-реформатор строил в нашем городе первый Русский флот. Он расположил верфь как раз там, где сейчас пролегает набережная, а на острове напротив было возведено Адмиралтейство. Вот только суда там сооружали недолго. В начале XVIII века река начала мелеть. Царь распорядился перевести верфь в Тавров (тогда это был город, а сейчас – село Таврово).

Линейный корабль "Гото Предестинация", построенный в Воронеже

После того, как Русский флот был построен, и его слава начала греметь на весь мир, в здании центра военного кораблестроения на острове напротив нынешней набережной организовали шерстомойню. Она функционировала короткий срок.

Первое благоустройство

Воронеж в XIX веке

После событий, когда Петр I строил в Воронеже Русский флот, в XVIII и первой половине XIX веков около реки расположились суконные фабрики и кожевенные заводы. Район оставался оживленным и во второй половине XIX столетия. Дело в том, что воронежцы стали строить около реки бани, а также складывали лес, пригонявшийся на плотах. Еще на месте нынешней набережной возводились и жилые дома.

Историк Павел Попов говорит, что «приречные, прибрежные жители – особая прослойка горожан в старом Воронеже». Дескать, аромат реки, лодки, удочки и охотничьи ружья – все это было у таких людей «в крови», передавалось по наследству. Никто из прибрежных не согласился бы променять свое место жительства, хоть там и царили сырость, постоянное затопление дворов весенними разливами.

Юные жители прибрежных домов Воронежа на лодке в конце XIX века

Впрочем, главным неудобством на берегу реки было отсутствие дорог. В 70-е годы XIX века воронежцы написали прошение губернатору, где так пожаловались на свои тяготы: «Нужно приобрести большой навык, чтобы с ведрами воды и тяжелыми узлами выполосканного на реке белья взобраться на гору по крутым, глинистым тропинкам, скользким при малейшем ненастье, не говоря уж о гололедице, при которой бывают весьма нередки случаи ушибов и вывихов…». И вот в 1877 – 1879 годах городская Дума постановила сделать первую благоустроенную набережную. Она расположилась под Острожным бугром (на нем сейчас расположен Дворец детей и юношества).

Смена имен набережной

Вид с бугра на улицу Берег реки в 20-е годы XX века

Надо сказать, что с начала прошлого столетия за местом, где сейчас пролегает Петровская набережная, в народе закрепилось название Берег реки. Так его именовали вплоть до создания Воронежского водохранилища. Берегом реки, в частности, называлась местность от улицы Кавалерийской до Большой Стрелецкой. Когда было принято решение о создании водохранилища, то власти начали сносить там все постройки. Дома и хозсооружения были заболоченными, они представляли маленький интерес для людей, которых власти расселяли.

Заболоченная местность в районе нынешней Петровской набережной

И вот в 70-е годы XX века было создано Воронежское водохранилище. Региональные и городские власти с большой энергией принялись благоустраивать берега новоявленного водоема. Прокладывались асфальтовые дороги, обустраивались гранитно-металлические парапеты, бульварные полосы... А затем очередь дошла и до топономики. Сначала название Берег реки сохранилось за участком, где все еще стояли отдельные жилые домики. Но все же в 1974 году было решено назвать всю правобережную часть около водохранилища набережной Буденого.

Вид на набережную до появления водохранилища

Гидротехнические работы по созданию водохранилища

Новые метаморфозы с топономикой произошли в конце существования СССР и 90-х годах. Сначала в 1981 году часть правого берега от Северного (тогда он еще строился) до Чернавского мостов переименовали из набережной Буденого в набережную Массалитинова. Затем в 1996 году в честь 300-летия строительства Русского флота около Успенской церкви была образована Адмиралтейская площадь. От нее и до Чернавского моста берег около водохранилища стал называться Петровской набережной. Какое-то время она выглядела вполне прилично. Тем не менее, в «нулевые» годы набережная стала приходить в запустение. Кто-то стал похищать гранитные и металлические парапеты, ломать лавочки, мусорить на дорогах.

Последние десятилетия

Корабль-музей "Гото Предестинация"

Новые события на набережной произошли, когда губернатором в Воронежской области стал Алексей Гордеев. Он распорядился построить по старинным чертежам точную копию судна времен Петра I – линейного 58-пушечного корабля «Гото Предестинация». Воссоздание проходило на Павловском судостроительном заводе. В 2014 году копия «Гото Предестинации» была спущена на воду у Петровской набережной. Сейчас там располагается музей.

Маленький посетитель корабля-музея "Гото Предестинация" выглядывает из иллюминатора

Преемник Гордеева на посту воронежского губернатора Александр Гусев тоже внес свою лепту в изменения на Петровской набережной. Несколько лет назад он заговорил о необходимости провести масштабное благоустройство этого пространства от Чернавского до Вогрэсовского мостов. Началась долгая подготовка, а потом и сам ремонт, о котором мы говорили в начале этого материала.

Так уже выглядит обновленная Петровская набережная (фото Ярослава Инютина)

Какой в итоге будет Петровская набережная Воронежа после реконструкции, покажет время. Пока можно сказать лишь то, что горожане активно выкладывают в соцсети фотографии благоустроенной I очереди набережной. Хотя есть и свои огрехи – подрядчик ранее обещал полностью завершить работы 1 сентября, а теперь сроки сдвинулись на конец октября.

Илья Ершов

P.S. В июне этого года губернатор Гусев давал интервью. В ходе беседы глава региона заявил, что реконструкция Петровской набережной должна дать толчок комплексному развитию всей прибрежной части города. По словам Гусева, в обозримом будущем земля там должна стать самой дорогой в Воронеже.


Источник: bloknot-voronezh.ru



Нет комментариев. Ваш будет первым!