В Воронеже прошёл третий Мандельштамфест

Хрупкая, изящная и как будто чужая в этом прагматичном времени - речь о поэзии. На Мандельштамфесте она расцветает с новой силой. Фестиваль поэтического искусства Камерный театр проводит в Воронеже раз в два года. И представляет зрителю стихотворное слово в совершенно разных формах.

 

«Танцуем Мандельшама» - одна из знаковых премьер фестиваля. Вечер объединил самых известных российских хореографов, занимающихся контемпорари. Каждый выбрал по стихотворению Осипа Эмильевича, танцовщиков, учитывая, характеры, фактуру тела - и текст поэтический переработал в хореографическую лексику.

 

Владимир Варнава, хореограф:

- Да, это Мандельштам. Но Мандельшам как ощущение. Мадельштам как слепок слепка. Мандельшам, как воспоминание, которого с нами не происходило. Мандельштам как ощущение. То есть мы не играем в какую-то неблизкую, непонятную нам историю. А мы пытаемся себя сегодняшних вот реальных сопоставить с этой красотой, с этой метафизикой, которая происходила очень давно, которую мы не застали.

 

Из этого сочетания прошлого и настоящего, поэзии и танца родились очень разные, современные, смелые вещи. Хореографы раскрыли танцовщиков - и многие показали себя с новой прекрасной стороны.

 

Как поэзия воплощается в театре показала знаменитая Мастерская Петра Фоменко - её в Камерном давно ждали. Спектакль по повести Мандельштама «Египетская марка», наполненный изящными предметами, звуками, залитый волшебным светом, хрупкий и прекрасный - это как будто квинтэссенция поэзии, но очерченная классическими театральными инструментами. Это не столько повествование, сколько ощущения, сны, чувства - это дух начала прошлого века. В центре поэт и его слова - как они рождаются, как собираются воедино из тревог и ожиданий дня.

 

Фестиваль, хотя и посвящён изящному слову в целом и знакомит зрителей в том числе с современными авторами, назван именем Осипа Мандельштама. И, конечно, неразрывно с ним связан. В нашем городе ссыльный поэт написал знаменитые «Воронежские тетради». Обычно в дни фестиваля возле его памятника в «Орлёнке» собираются люди. Но сейчас парк закрыт на реконструкцию. Зато в галерее Камерного - тот же самый памятник в миниатюрах - эскизах автора, скульптора Лазаря Гадаева. Выставка его работ открылась на фестивале с подачи актёра Камиля Тукаева. Наследие представил сын скульптора, тоже поэт - Константин Гадаев. Он рассказал, что у отца была аллергия на советские помпезные памятники. Лазарь Гадаев всегда старался подойти к работе неформально. Живую деталь, странность в человеке он очень любил и уважал.

 

Константин Гадаев, сын скульптора Лазаря Гадаева:

- Самое главное качество его пластики - это неповторимый и редкий очень сплав лирического и эпического начала. Потому что часто на Кавказе у художников превалирует такое эпическое, очень пышное какое-то начало. И теряется человеческое измерение. Вот для это было очень важно - не потерять вот это вот самое лирическое человеческое измерение.

Памятник Осипу Мандельштаму - это последняя работа Лазаря Гадаева. Её он делал параллельно с рельефами пути Христа на Голгофу. И это символично - ведь для поэта Воронеж стал местом и Голгофы и большого вдохновения.

 

Михил Бычков, художественный руководитель Воронежского Камерного театра:

- Так сложилось, что в судьбе одного из величайших поэтов России Воронеж сыграл очень важную роль. Неоднозначную, сложную. Но эту роль не вычеркнуть. Благодаря ему мы имеем и его великие произведения здесь написанные. И в общем память, которую обязаны всё это время нести, передавать следующим поколениям. Потому что Мандельшам - это одно из лучших явлений, которые связаны с нашим городом.

 

Фестиваль довольно камерный, как и театр который его проводит. Но этот зимний поэтический уикенд - словно кислород. Возможность получить много полезной информации и подумать о месте искусства вообще и конкретно поэзии в современном мире.



Нет комментариев. Ваш будет первым!