Почему Гена в новом «Чебурашке» ожил садовником

Почему Гена в новом «Чебурашке» ожил садовником

Посмотрел на каникулах «Чебурашку» (6+), потом глянул критику: народ и "лучшие люди города" опять разошлись во мнениях.

Критики ругают нового «Чебурашку», а народу он нравится – взрослые и дети смеются и плачут.

По-моему, «Чебурашка» - один из лучших российских фильмов последних лет. Говорю так не потому, что я всегда буду с народом. Просто «Чебурашка» настолько глубокий в своей кажущейся простоте (и даже комиковании на уровне «камеди клаб») фильм, что его ещё предстоит серьёзно исследовать тем, кто профессионально разбирается в киноискусстве.

Я же, как политический редактор, начну со своей сферы деятельности. Но прежде поздравлю нашего земляка режиссёра Дмитрия Дьяченко, который в начале семидесятых родился в столице Черноземья, а в конце восьмидесятых окончил Воронежский институт искусств. Теперь Дмитрий сделал хорошее тёплое кино в это холодное время.

Политически фильм также получился актуальным. Если помните, несмотря на фантасмагоричность сюжета, в советском мультике было много реализма, узнаваемых социальных конфликтов. Герои рвались в пионеры и выступали как экоактивисты, борясь с грязным производством. Случались и пророчества. Так, кажется, в последней серии мы видим директора школы, который свою школу фактически развалил. При этом своим видом он смахивает на Горбачёва, пятна на лысине только не хватает.

В новом фильме герои живут как будто вне времени, хотя по капиталистическим замашкам новой Шапокляк (Яковлевой) понятно, что СССР уже нет. Хотя санаторий, в котором разворачиваются действия, выглядит вполне как тамошний - для советской номенклатуры.

Двумя штрихами – на примере испаноязычных граждан, желающих истребить Чебурашку за несанкционированное поедание апельсинов - представлен озверелый «коллективный Запад». Затем волшебный смерч переносит героя в сад Крокодила Гены (Гармаша), который вовсе не крокодил. В фильме Крокодил ожил одиноким пожилым, но суровым Геннадием Петровичем.

Примечательна его первая реплика, обращённая к хозяйке жизни Шапокляк, которая может купить весь приморский город, но разминается, раскидывая в саду Гены фантики от конфет.

- Хрюкнуть не забыли?

Та лениво парирует, мол, мусорщику надо не болтать, а убирать за ней. И получает содержимое урны на свою дорогую сумку.

Гена тут совсем не добрый крокодил, он - потерявший одну любовь и отказавшийся от другой любви. Человек глубоко несчастный, но (а может именно поэтому) на компромиссы не согласный. И спуску не даёт никому, не взирая на лица.

Чебурашку, случайно попавшего в его жилище, садовник Гена упорно называет щенком овчарки. Белорусской. Много позже становится ясно, что это всё любя.

Актёр и депутат Дмитрий Певцов уже 1 января разразился в сети гневным постом о том, что сидел в кинозале с 15-летним отпрыском и тот за весь просмотр «ни разу не сменил позу». Занятный подход к анализу произведения. Если не ошибаюсь, великие киношедевры зритель тоже, бывает, смотрит замерев, на одном дыхании. Но вот сыну Певцова было скучно.

- ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЧЕБУРАШКА?!! – капслоком вопрошает Дмитрий Певцов и сам отвечает. - В этой безвкусной скучнятине ЧЕБУРАШКА вообще НЕ НУЖЕН! В этом кино-бреде можно было обойтись ЛЮБЫМ «зверьком»...

Между тем Чебурашка (за которого говорит Ольга Кузьмина) нужен так же, как всем нам очень нужно чудо. Хотя бы маленький шанс на чудо. Без Чебурашки Гена Петрович остался бы мрачным стариком, а его внук, может быть, вообще – погиб бы. В этом смысле фильм рождественский более, чем какой-либо из идущих в параллель.

Мы ходили на «Чебурашку» в компании одних родственников, в то время как другие родственники предпочли пойти на «Непослушника-2». Как на кино, заведомо более духовное. И вот что я скажу: «Чебурашка» получился у режиссёра Дьяченко очень христианским фильмом. О трагедии любви и искупительной жертве.

Причём, зашифровано это на разных уровнях. Во-первых, главный герой здесь всё-таки Гена. Вспомним, что в кино, в отличие от книги/мультика он работает не в зоопарке, а – садовником. Что не случайно. Сад — архетипический образ души. Символ сознания, противопоставляемый лесу как бессознательному. К слову, аналогично противопоставление острова океану.

Одновременно это метафора Создателя, уходящая корнями в Евангелии от Иоанна, где Мария Магдалина, придя к гробу Господа, не узнала стоящего за её спиной Иисуса. И «она. думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне…» В данном контексте особое священное отношение Гены к Саду не только оправдано, но и обязательно. Потеряв близких, человеку остаётся сражаться лишь за свою бессмертную душу. С переменным успехом. Пока не случается ушастое чудо, в устах которого и откопанное в словаре Даля слово «безысходность» звучит не так безысходно.

В общем, в топ-3 самых кассовых российских фильмов «Чебурашка» зашёл абсолютно заслуженно.

А за «три мушкетёра и две мушкетёрки» в единственной «батальной» сцене создателям картины отдельный оммаж. Кстати, главный антагонист побеждается в кино тоже в полном соответствии с христианскими канонами.

Виктор Лиходзиевский


Источник: bloknot-voronezh.ru



Нет комментариев. Ваш будет первым!