На воронежской сцене поставили оперетту «Василий Тёркин»
Воронеж, Ленинград, Сталинград: два Города-героя и Город воинской славы, бои за которые стали поворотными в годы Великой Отечественной войны, объединил новый спектакль Театра оперы и балета. В год 75-летия Победы там поставили поистине знаковое произведение - поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин». Над опереттой-песней трудилась творческая группа из этих трех мегаполисов. Возглавил ее Андрей Егоров, худрук Санкт-Петербургского музыкального театра драмы и комедии.
Андрей Егоров, режиссёр театра и кино, художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкального театра драмы и комедии:
- Мой дедушка, которого звали как и меня, Андрей Иосифович Егоров, он прошел всю войну: от начала до самого Берлина. Вы знаете, он сам - типаж Тёркина, единственное отличие - он был не солдат, он был офицер. Он прошел от младшего лейтенанта до капитан-лейтенанта и он был замполит, он играл на гармони. И, по рассказам бабушки, Твардовский как будто многие сцены как бы писал с моего дедушки. И, конечно, когда я думаю о тех событиях, когда я думаю об этой истории - есть на что опереться. Слава богу, он вернулся с Победой и, собственно, у нас так же Тёркин возвращается с победой.
Образ храброго и неунывающего солдата, созданный Твардовским, оказался близок и земляку режиссера - художнику-постановщику спектакля Василию Семенову. Он придумал мощную метафору - занавес из белых рубашек. Как символ погибших на переправе бойцов, а прорехи в нем - солдаты, которые выжили.
Василий Семенов, художник-постановщик (г. Санкт-Петербург):
- Я мечтал поставить спектакль о войне, потому что у меня дед воевал, он был связистом, как Тёркин, его тоже звали Василий! Правда, Василий Семенович. И сама тема войны для меня очень важной является. Поэтому этот спектакль родился как-то цельно. Я от начала до конца представлял, когда и что происходит. И занавес большой - он как-то сразу родился.
На протяжении всего действа на белые рубашки проецируется военная хроника. А в конце спектакля на театральном занавесе возникают лица тех, благодаря кому мы сейчас живы. Фотографии для своеобразного «Бессмертного полка» в Воронежский театр оперы и балета присылали практически со всей страны. Причем делились не только снимками, но и фронтовыми письмами. Видеопроекции создал питерский художник Артемий Кушулун.
Артемий Кушулун, художник по видео (г. Санкт-Петербург):
- Мы не ожидали, что отклик будет такой живой, что соберется огромное количество фотографий, что это даже будет большой проблемой, каким образом их можно было бы там разместить. Промелькнула фотография, она запомнилась, запечатлилась, и вижу этого мальчишку до сих пор. Я не запомнил, как его зовут, но в письме было указано, что его подвиг заключался в том, что он обезвредил более двух тысяч мин. Для меня было и то количество фотографий огромным, а представить, что ребенок, подросток выполнил эту работу, проделал... я даже не могу представить!
В постановке звучит бессмертная музыка советского композитора Анатолия Новикова, автора всенародно любимых песен «Смуглянка» и «Эх, дороги», ставших лейтмотивом спектакля. А заветную палочку в руки взял военный дирижер Вадим Мунаев. Для него это первая работа в театре оперы и балета.
Вадим Мунаев, дирижёр-постановщик спектакля, военный дирижер:
- К сожалению, оперетта-песня Анатолия Новикова была незаслуженно забыта, как большинство других, мы остановились именно на этом выборе и решили воплотить его в жизнь. Каждый материал и каждый номер был заново пересмотрен, переоркестрован, и, благодаря этому, наша постановка приобрела серьезный патриотический смысл.
Ну, а танцевальную часть спектакля поставил волгоградский хореограф Денис Постоев. В «Василии Тёркине» занято более 50 артистов, причем в двух составах. Они признаются: к этой работе отнеслись особенно трепетно и со всей душой.
Анастасия Лукина, солистка Воронежского театра оперы и балета:
- Как мы называем - «мокрый спектакль». Мы постоянно плачем, репетиции мы плакали, потому что это тема, которая никого не оставит равнодушным. То, что сделали люди в то время, это самое сильное, что можно сделать - они воевали ради нас. Спасибо большое за это.
Алексей Тюхин, солист Воронежского театра оперы и балета:
- Он сбивает из ружья самолет, это тоже у нас в спектакле присутствует, но самый главный подвиг - это, опять же, «неунывание». Он - не унывающий человек, который всегда идет на амбразуру и сражается с немцами - и с одним, и с полками. Героизм в моем понимании - это героизм всего народа в то время. У нас и балет танцует, и хор танцует, солисты танцуют, потому что оперетта - она сама как жанр предполагает, это оперетта-песня, это музыка Анатолия Новикова, но здесь нужно ее показывать ярко, и все переживания должны быть заложены у тебя внутри.
Возвращаясь к фотографиям фронтовиков, которые присылали для спектакля - их общее количество перевалило за несколько сотен, причем на театральную почту такие письма продолжают приходить и сейчас, уже после премьеры. Не все снимки можно было адаптировать для видеопроекции, поэтому к 9 мая все снимки выставят в фойе. Как статичный аналог «Бессмертного полка».
Андрей Егоров, режиссёр театра и кино, художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкального театра драмы и комедии:
- Мы не должны забывать то, что было тогда, в те тяжелые 40-е, мы не должны забывать нашу историю, мы не должны забывать, что делали наши деды, прадеды, мы не должны забывать их подвиги, которые совершили, потому что история - она имеет свойство повторяться, и уроки истории - их надо учить. На войне - там есть всё, там есть и жизнь, и смех, и слезы, и любовь и, конечно же, смерть, которая постоянно присутствует, но смерти на самом деле может противостоять только одно - настоящая любовь. И это будет вечно.