На воронежской сцене поставили оперетту «Василий Тёркин»



21:05
935

Воронеж, Ленинград, Сталинград: два Города-героя и Город воинской славы, бои за которые стали поворотными в годы Великой Отечественной войны, объединил новый спектакль Театра оперы и балета. В год 75-летия Победы там поставили поистине знаковое произведение — поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин». Над опереттой-песней трудилась творческая группа из этих трех мегаполисов. Возглавил ее Андрей Егоров, худрук Санкт-Петербургского музыкального театра драмы и комедии.

 

Андрей Егоров, режиссёр театра и кино, художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкального театра драмы и комедии:
— Мой дедушка, которого звали как и меня, Андрей Иосифович Егоров, он прошел всю войну: от начала до самого Берлина. Вы знаете, он сам — типаж Тёркина, единственное отличие — он был не солдат, он был офицер. Он прошел от младшего лейтенанта до капитан-лейтенанта и он был замполит, он играл на гармони. И, по рассказам бабушки, Твардовский как будто многие сцены как бы писал с моего дедушки. И, конечно, когда я думаю о тех событиях, когда я думаю об этой истории — есть на что опереться. Слава богу, он вернулся с Победой и, собственно, у нас так же Тёркин возвращается с победой.

 

Образ храброго и неунывающего солдата, созданный Твардовским, оказался близок и земляку режиссера — художнику-постановщику спектакля Василию Семенову. Он придумал мощную метафору — занавес из белых рубашек. Как символ погибших на переправе бойцов, а прорехи в нем — солдаты, которые выжили.

 

Василий Семенов, художник-постановщик (г. Санкт-Петербург):
— Я мечтал поставить спектакль о войне, потому что у меня дед воевал, он был связистом, как Тёркин, его тоже звали Василий! Правда, Василий Семенович. И сама тема войны для меня очень важной является. Поэтому этот спектакль родился как-то цельно. Я от начала до конца представлял, когда и что происходит. И занавес большой — он как-то сразу родился.

На протяжении всего действа на белые рубашки проецируется военная хроника. А в конце спектакля на театральном занавесе возникают лица тех, благодаря кому мы сейчас живы. Фотографии для своеобразного «Бессмертного полка» в Воронежский театр оперы и балета присылали практически со всей страны. Причем делились не только снимками, но и фронтовыми письмами. Видеопроекции создал питерский художник Артемий Кушулун.

 

Артемий Кушулун, художник по видео (г. Санкт-Петербург):
— Мы не ожидали, что отклик будет такой живой, что соберется огромное количество фотографий, что это даже будет большой проблемой, каким образом их можно было бы там разместить. Промелькнула фотография, она запомнилась, запечатлилась, и вижу этого мальчишку до сих пор. Я не запомнил, как его зовут, но в письме было указано, что его подвиг заключался в том, что он обезвредил более двух тысяч мин. Для меня было и то количество фотографий огромным, а представить, что ребенок, подросток выполнил эту работу, проделал… я даже не могу представить!

 

В постановке звучит бессмертная музыка советского композитора Анатолия Новикова, автора всенародно любимых песен «Смуглянка» и «Эх, дороги», ставших лейтмотивом спектакля. А заветную палочку в руки взял военный дирижер Вадим Мунаев. Для него это первая работа в театре оперы и балета.

 

Вадим Мунаев, дирижёр-постановщик спектакля, военный дирижер:
— К сожалению, оперетта-песня Анатолия Новикова была незаслуженно забыта, как большинство других, мы остановились именно на этом выборе и решили воплотить его в жизнь. Каждый материал и каждый номер был заново пересмотрен, переоркестрован, и, благодаря этому, наша постановка приобрела серьезный патриотический смысл.

 

Ну, а танцевальную часть спектакля поставил волгоградский хореограф Денис Постоев. В «Василии Тёркине» занято более 50 артистов, причем в двух составах. Они признаются: к этой работе отнеслись особенно трепетно и со всей душой.

 

Анастасия Лукина, солистка Воронежского театра оперы и балета:
— Как мы называем — «мокрый спектакль». Мы постоянно плачем, репетиции мы плакали, потому что это тема, которая никого не оставит равнодушным. То, что сделали люди в то время, это самое сильное, что можно сделать — они воевали ради нас. Спасибо большое за это.

 

Алексей Тюхин, солист Воронежского театра оперы и балета:
— Он сбивает из ружья самолет, это тоже у нас в спектакле присутствует, но самый главный подвиг — это, опять же, «неунывание». Он — не унывающий человек, который всегда идет на амбразуру и сражается с немцами — и с одним, и с полками. Героизм в моем понимании — это героизм всего народа в то время. У нас и балет танцует, и хор танцует, солисты танцуют, потому что оперетта — она сама как жанр предполагает, это оперетта-песня, это музыка Анатолия Новикова, но здесь нужно ее показывать ярко, и все переживания должны быть заложены у тебя внутри.

 

Возвращаясь к фотографиям фронтовиков, которые присылали для спектакля — их общее количество перевалило за несколько сотен, причем на театральную почту такие письма продолжают приходить и сейчас, уже после премьеры. Не все снимки можно было адаптировать для видеопроекции, поэтому к 9 мая все снимки выставят в фойе. Как статичный аналог «Бессмертного полка».

 

Андрей Егоров, режиссёр театра и кино, художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкального театра драмы и комедии:
— Мы не должны забывать то, что было тогда, в те тяжелые 40-е, мы не должны забывать нашу историю, мы не должны забывать, что делали наши деды, прадеды, мы не должны забывать их подвиги, которые совершили, потому что история — она имеет свойство повторяться, и уроки истории — их надо учить. На войне — там есть всё, там есть и жизнь, и смех, и слезы, и любовь и, конечно же, смерть, которая постоянно присутствует, но смерти на самом деле может противостоять только одно — настоящая любовь. И это будет вечно.



Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Ещо по теме

Поэт Василий Нацентов получил спецприз литературной премии «Лицей» от журнала «Юность» на главной сцене книжного фестиваля «Красная площадь» в Москве ...
157
Современное средневековье и все прелести подстмодернизма. На сцене драмтеатра премьера - четырёхчасовой спектакль "Тиль". Но время летит незаметно - ...
87
Генеральный прогон спектакля «Братец Лис и Братец Кролик» состоялся в Воронежском театре юного зрителя в пятницу, 1 марта. Новая постановка главного ...
165
Спектакль - неувядающая классика в жанре 16+. В основу лёг рассказ «Крокодил». В этот раз артистам несказанно повезло: над постановкой работал русско-израильский ...
96