Нужна ли Воронежу «яичница» на асфальте

Нужна ли Воронежу «яичница» на асфальте

Броские граффити, неожиданные скульптурные композиции, мозаики, вмонтированные в стену, - всё это объекты уличного искусства. По-другому - произведения стрит-арта. Они заставляют прохожих улыбнуться или задуматься, превращаются в знаковые места или становятся поводом для публичных скандалов. А порой просто исчезают благодаря нечаянным или умышленным действиям коммунальщиков. Нужны ли Воронежу и горожанам подобные арт-объекты? Кто принимает решение о местах их размещения и оценивает их значимость? Каким образом авторы уличных работ могут защитить их от вандалов? Ответы на эти вопросы искала «TV Губерния».

Исчезнувшее искусство

В августе в Воронеже случилось сразу два конфликта, связанных с произведениями уличного искусства. Первый возник вокруг «Яичницы» на улице Декабристов. Изначально жители частного сектора огородили участок дороги бетонными полусферами - хотели помешать автомобилистам парковаться возле их домов. Затем художник Максим Добр раскрасил полусферы желтой и белой краской - получилась яичница на асфальте. Любопытно, что лишь после этого правоохранители заметили ограждения. Решили, что установлены они вне закона и нарушают безопасность дорожного движения. Полусферы снесли. Таким образом, арт-объект «Яичница» просуществовал всего несколько дней.

Следом печальная участь постигла «Маятник Фуко», изображённый на стене рядом с площадью Детей. Работа воронежского художника Яна Посадского изначально украшала стену дома на улице Орджоникидзе. Изображение, по словам автора, несло сакральный смысл и подчёркивало связь науки и религии. Однако собственник здания не стал вникать в тонкости замысла и потребовал рисунок закрасить. Позднее художник повторил изображение уже в другом месте - неподалёку от Дворца творчества детей и молодёжи, предварительно согласовав это с мэрией. И вот неожиданно рисунок без предупреждения закрасили коммунальщики. Сделали они это, по их словам, в рамках борьбы с «наскальной живописью», которая не имеет глубокого смысла и художественной ценности. Но, как поспешили уверить в мэрии, без отдельного указания на то и без злого умысла. И добавили, что руководство комбината сожалеет о случившемся. А сам автор «Маятника Фуко» заявил, что рисунок закрашен «абсолютно глупо».

Правда, позднее Ян Посадский сообщил, что ему позвонили представители горадминистрации и предложили восстановить работу. Художник согласился при условии, что комбинат благоустройства компенсирует ему все затраты.

«Мы не обязаны понимать, что на стене - великое искусство»

В Европе уличное искусство давно перекочевало из категории мелкого хулиганства в полноценное художественное творчество. Фрески и граффити встречаются там буквально повсюду. Многие крупные арт-галереи и городские власти даже организуют фестивали уличного искусства, куда приглашают художников со всего мира расписывать здания за солидный гонорар.

А как обстоят дела в Воронеже и есть ли у местного стрит-арта шансы выжить в борьбе с коммунальщиками и одновременно стать яркой приметой столицы Черноземья?

По словам пресс-секретаря мэрии Никиты Чеботарёва, стрит-арт «имеет право жить, но он не должен нарушать права собственников объектов, на которые наносится партизанскими методами».

- Любой владелец забора, стены, здания вправе рассчитывать на его неприкосновенность. Если речь идёт о муниципальных поверхностях, то никто специально не борется с арт-объектами, целенаправленно их не закрашивает, - говорит Никита Чеботарёв. - У комбинатов благоустройства другие приоритеты - нецензурная лексика, запрещённые символы, реклама наркотиков и т.п. С другой стороны, сотрудник комбината благоустройства, как и любой гражданин, не обязан понимать, что на стене - великое уличное искусство или обычный вандализм. Мы предлагали художникам следующий вариант взаимодействия: прежде чем «партизанить», уведомить муниципалитет, чтобы мы могли провести работу с собственником, уточнить его позицию. Возможно, даже провести голосование, чтобы понять, понравится ли изображение горожанам. Если понравится, мы будем стараться его сохранить. Пока чёткой обратной связи по этому механизму не получили.

Впрочем, примеры того, как местным властям, творцам и горожанам всё же удавалось найти компромисс, в Воронеже есть. Речь идёт, к примеру, о советской иллюминации в виде звезды и костра на крыше пятиэтажки на улице Плехановской. Пионерский знак «Всегда готов!» был установлен здесь ещё в 80-е годы, но к настоящему времени пришёл в негодность и погас. Двое молодых воронежцев решили исправить ситуацию и самостоятельно восстановили арт-объект. Теперь советская иллюминация горит в вечернее время постоянно.


Источник: tv-gubernia.ru


Нет комментариев. Ваш будет первым!