Воронежский музей представил в Санкт-Петербурге картины друга Ивана Бунина



14:30
167
Воронежский музей представил в Санкт-Петербурге картины друга Ивана Бунина

Выставка живописи и графики Петра Нилуса из фондов областного художественного музея имени И.Н. Крамского работает в эти дни в Северной столице. «ТВ-Губерния» рассказывает о судьбе художника и пяти его картинах из уникальной коллекции, которая четверть века назад оказалась в Воронеже.

Экспозиция открылась 13 ноября в выставочном зале Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств. Проект, названный «Вечная молодость сердца», приурочен к 150-летию со дня рождения Ивана Бунина. Нилус, живший до революции в Одессе, познакомился с будущим Нобелевским лауреатом в конце XIX века. То было начало многолетней дружбы.

В разгар Гражданской войны Пётр Александрович защищал своего товарища, уже приступившего к дневниковому описанию «Окаянных дней», от одесских большевиков, с которыми некоторое время сотрудничал, наивно идеализируя революционные перемены. Вскоре, однако, пришлось покинуть Родину и художнику, и писателю. К концу 1923 года изгнанник Нилус окончательно поселился в Париже, на улице Жака Оффенбаха, в доме, где квартировали Иван Бунин и Александр Куприн.

У питерских ценителей живописи появилась возможность увидеть 40 работ художника. Коллекция его произведений, которую хранит воронежский музей, — крупнейшая среди российских музейных собраний. В ней 73 произведения — 48 живописных работ, 29 акварелей и три рисунка (а также личные вещи художника, фотографии, письма, материалы прессы). Все они были созданы мастером в период эмиграции (1919-1943). Кое-что оказалось представлено и на одной из открывшихся осенью выставок, посвящённых бунинскому юбилею.

В последние годы XX века в Воронеже часто бывал французский издатель и литературовед Мишель Парфёнов, потомок известного воронежского дворянского рода Чертковых. Будучи знакомым с падчерицей Нилуса, именно он стал посредником в передаче его картин в областной художественный музей. А в 2011 году здесь прошла презентация альбома-каталога, изданного при поддержке Фонда Михаила Прохорова.

Так, спустя более чем 15 лет, было выполнено одно из пожеланий падчерицы художника Валентины Голубовской, подарившей творения Петра Александровича Воронежу в знак памяти о тесной дружбе Нилуса с родившимся в нашем городе писателем.

Из Санкт-Петербурга эти работы вернутся в Воронеж после 17 января 2021 года. А пока можно всмотреться в репродукции наиболее характерных картин Петра Нилуса из фондов музея имени И.Н. Крамского.

«Дама в красном» (1925)



Начинавший как «правоверный передвижник», Пётр Нилус эволюционировал в сторону импрессионизма. Познакомившись во время путешествий за рубеж с новым искусством, он отошёл от социальной проблематики и бытового жанра, отдав предпочтение пейзажу в импрессионистической живописной манере. С начала XX века художник создал ряд произведений, в которых пейзаж — фон для персонажей из 1830-1860-х годов. В первые годы эмиграции у него ещё встречаются сюжеты с изображением галантных кавалеров и дам, которые прогуливаются на побережье и в садах в сумерках или на рассвете. Такие композиции художник называл «кринолинами».

«Белый сервиз (Белая серия)» (1930)



В эти годы художник-эмигрант бедствовал, но продолжал пристально следить за художественной жизнью Парижа. В 1930-е он создал серию так называемых «Натюрмортов на столе» с преобладанием оттенков белого цвета. Писал их Нилус в своём ателье с натуры и порой просил жену не убирать со стола после обеда. Каждый его натюрморт, отмечают специалисты, «изящен, неслучаен и характеризует аристократизм повседневного быта художника, вопреки всей стеснённости средств».

«Морской пейзаж с двумя лодками» (не датирован)



Один из морских пейзажей, созданных Нилусом в 1920-1930-е. Автор относился к этому жанру очень серьёзно, считая его по сложности исполнения выше натюрморта, и нередко счищал красочный слой не удовлетворявшей его картины, чтобы изобразить на холсте море. Порой основой были воспоминания об Одессе. В начале 1930-х на выставках он демонстрировал исключительно морские пейзажи.

«Автопортрет в белой блузе» (1935)



В фондах музея имени И.Н.Крамского хранятся три автопортрета Нилуса одного периода. Художник мог работать во всех жанрах. Он считал, что портреты людей могут правдиво выразить историческую эпоху. По мнению воронежского искусствоведа Владимира Добромирова, это работы, «красноречиво характеризующие понимание художника о себе, своём состоянии в конкретный период жизни».

«Шоссе-де-ля-Мюэтт» (1942)



Одна из последних работ художника, в которой нет и намёка на тяжёлую жизнь в условиях войны и оккупации. Как отмечают исследователи, изображённое место находится буквально в нескольких минутах ходьбы от дома, в котором жили Бунин и Нилус. Здесь обитали многие оказавшиеся в Париже русские эмигранты.


Источник: tv-gubernia.ru



Оцените новость

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Вам будет интересно

Спектакль «Привидения», премьера которого прошла в Камерном театре в выходные, 3 и 4 октября, - не первое обращение художественного руководителя труппы, ...
263
Жертвой мошенника стала 33-летняя жительница Таловского района. Позвонивший ей по телефону неизвестный представился сотрудником банка и списал со счета ...
438
Борисоглебский суд рассмотрит уголовное дело в отношении 37-летнего жителя Самарской области, которого обвиняют в мошенничестве. Он обманул женщину, ...
578
Воронежский «Театр равных» представил премьерный спектакль «Дела семейные» по рассказам Аркадия Аверченко на сцене воронежского ТЮЗа в воскресенье, 14 ...
303