Эволюция ГБО

Эволюция ГБО

Многие полагают, что газобалонное оснащение автомобиля – изобретение второй половины, а то и конца XX века. На деле это не совсем так. Напомним читателям основные вехи развития и совершенствования ГБО. Подробнее ознакомиться с темой позволит этот полезный интернет-ресурс.


Светильный газ

Первый двигатель внутреннего сгорания на газообразном топливе построил в 1823 году британец Самюэль Браун. Установка работала на светильном газе – применявшейся в уличных фонарях взрывоопасной смеси водорода, метана и угарного газа.

В 1842 году также в Англии изобретателем Дрейком был запатентован газовый мотор с зажиганием от элемента накаливания. Официальный патент на двигатель на светильном газе выдали во Франции в 1860 году.


Автомобильная эра

После появления автомобилей газовые моторы вниманием конструкторов не пользовались, газ считался чересчур опасным. Но в 1928 году советский профессор Наумов провёл испытания газового ДВС для грузовиков ГАЗ-АА (полуторка) и ЗИС-5 (трехтонка). В качестве топлива использовался древесный газ, получаемый в бортовом газогенераторе при тлении березовых дров, угольных брикетов или торфа. Агрегат получился не слишком рациональным – часть кузова приходилось загружать твёрдым топливом для производства топлива газообразного.

Первые автомобили с газовыми баллонами появились перед второй мировой войной, однако серийный выпуск первого поколения ГБО мировая автопромышленность освоила уже после войны. Интересно, что в США возможность экономить на переводе машин на газ особого энтузиазма у автомобилистов не вызвала. А вот рационально мыслящие немцы с удовольствием ухватились за новшество. В Советском Союзе также разрабатывались двигатели на газомоторном топливе, но настоящая революция в этой сфере случилась лишь после 1992 года, когда были отпущены цены, в том числе на бензин и солярку.


Таксисты – пионеры ГБО

Пионерами массового перевода автомобилей на газ стали водители маршрутных такси-газелей, которым приходилось выживать на рынке и экономить буквально на всём. За ними потянулись обычные таксисты, а затем и рядовые автолюбители, для которых ездить на бензине или дизельном топливе было слишком накладно. Перевод грузового транспорта и автобусов начался чуть позже, прежде всего из-за дороговизны процедуры. Установка ГБО на грузовой автомобиль в 5-7 раз дороже, чем переоборудование легковушки.

За более чем вековую историю ГБО сменилось шесть поколений аппаратуры. Выпускаются карбюраторные и инжекторные газовые установки, оснащенные самым современным электронным оборудованием. По-прежнему плюс эксплуатации ГБО – экономичность. Недостатков три:

  • — разовые затраты на установку;
  • — проблемы безопасности;
  • — ограниченное количество газовых заправок.

Бризантные свойства газовоздушных смесей никуда не делись, и при эксплуатации ГБО необходимы повышенные меры безопасности. Относительной проблемой остается и дефицит газовых заправок. В Воронежской области их на порядок меньше, чем бензиновых. Так АГЗС, где заправляют пропан-бутан, в 36-м регионе всего 133, метановых ещё меньше. Но владельцы авто с ГБО хорошо знают географию заправок и аппетиты железных коней, и случаев, когда в пути кончается газ, крайне редки.



Нет комментариев. Ваш будет первым!