Укладка и ремонт трамвайных рельсов

Укладка и ремонт трамвайных рельсов

Трамвайные пути относятся к транспортной инфраструктуре городов. Они представляют собой специальное сооружение, конструкция которых состоит из следующих инженерных конструктивных элементов:

– основание, имеющее в составе: подрельсовые опоры (шпалы), рамные конструкции, балластовый материал (гравий, песок, щебень и пр.). Есть основания, не имеющие подрельсовых опор, в этом случае основанием служит бетон или балластовый материал;

– верхняя часть строения, включающая рельсы и специальные элементы в виде крестовин, стрелок и пересечений, плюс крепёж: костыли, болты, шурупы, тяги, а также накладки и прокладки к ним;

– земляное полотно выполняется в продольном сечении котлована для путей, расположенных на проезжей части городской дороги или вариант устройства полотна, как насыпь или выемку, когда укладка трамвайных путей выполняется на полотне, специально для этого предназначенном;

– водоотводящие конструкции включают в себя коробки на путях и стрелках с дренажами, колодцами, лотками, трубами и пр.;

– благоустройство – покрытие дороги вдоль пути из асфальта, бетона, брусчатки и пр.


Рельсы для трамвайных путей. Конструкция, ГОСТ, размеры колеи

Рельсы для трамвайных путей – обязательные конструктивные элементы, по которым осуществляется движение.


Рельсы для трамвайных путей

Первое, что учитывается в своде правил для укладки путей размер ширины колеи, обозначающий расстояние между гранями рельсовых головок. Это перпендикулярный размер продольной оси трамвайного пути.

Второе, что учитывает прокладка трамвайных путей – рельсы, относящиеся к верхней части строения. Они должны выдерживать интенсивные нагрузки (частые торможения и остановки, загрязнения от передвижных транспортных средств). Для городских условий применяются рельсы трамвайного типа, имеющих особенный профиль – желобчатый с головкой сложного очертания или рельсы трамвайные желобчатые. Для данных размеров существует единый стандарт – рельс трамвайный т62. Подробнее о том, чем трамвайные рельсы отличаются от железнодорожных можно здесь: https://promputsnab.ru/ или на другом интернет-ресурсе.


Выполнение работ

Работы по выполнению укладки трамвайных путей начинаются с устройства земляного полотна.

1. Рытьё котлована основывается на основе конструкции основания, шириной между рельсами в соответствии с выбранным профилем: продольным или поперечным с учётом плана поверхности земли. Полотно планируется и тщательно утрамбовывается.

2. Устройство дренажа выполняется от краёв к оси. Если дренаж не предусмотрен, выполняется уклон от оси к краям.

3. Укладка рамных шпал выполняется на предварительный слой балласта. Шпалы могут выправляться в плане. Они укладываются на очищенную поверхность с предварительно уложенной подрельсовой прокладкой из полимера.

4. Укладка рельсов выполняется на выровненные шпалы, с установкой тяг и регулируют ширину колейного пути прижимным крепежом: лапками, болты с гайками, пружинные шайбы. Технологии укладки рельсов предусматривают их возвышение над полотном или нахождение в утопленном виде, слегка выступая над дорожным полотном. Выбор того или иного способа зависит от загруженности проезжей части или расположения трамвайной линии.

5. Сварка трамвайных рельсов выполняется на стыках. В зависимости от трудозатрат, технологии свариваемости и стоимости оборудования, может применяться:

– электроконтактная сварка;

– электродуговая;

– термитная;

– газопрессованная.

Применение сварки даёт возможно избежать толчков при движении трамвая.

6. Засыпка шпал гравием производится, чтобы скрыть их укладку.

7. Исправление пути в плане, чистая рихтовка, завещающая подъёмка балластового слоя над рамными шпалами.

8. Уплотнение балластового слоя над рамными шпалами.

9. Испытания проводятся с целью выявления слабо подбитых шпал и ослабленного крепежа.

Устройство трамвайных путей требует выполнения множества технологических операций ручным способом. Это кропотливые и тяжёлые работы, занимающие много сил и времени. Кроме того, практически каждый миллиметр пути проверяется путевым шаблоном.


Устройство трамвайных путей


О ремонте трамвайных линий

Во многих городах трамвайные пути – наследие советских времён. Но нет ничего вечного, а увеличение автотранспорта на городских дорогах, которые пересекают трамвайные линии, особенно тяжеловесные грузовики, приводит к тому, что ремонт трамвайных путей – необходимость, вызванная поддержанием должного уровня количества общественного транспорта. В некоторых городах проблему решают кардинально. Просто демонтируют трамвайные линии, не оставляя горожанам права выбора: маршрутки, троллейбусы, автобусы. Но при этом расширяется проезжая часть, оставляя больше места для потока автомобилей. Правильно это или нет – вопрос городских властей. Но в тех городах, где хотят сохранить транспортные удобства для жителей, выполняются ремонты, для того чтобы трамвай, как общественный транспорт, был безопасен и функционален.

Ремонты проводятся как на отдельных участках трамвайного пути, так и тотальной замены всей ветки в зависимости от изношенности всех элементов линии.

Вне зависимости от протяжённости замены всех составляющих пути, ремонт начинается с демонтажных работ. Рельсошпальную конструкцию по возможности вынимают вместе, без снятия крепежа. Но если есть разрушение шпал, то сначала снимают рельсы, а затем демонтирую шпалы.

На освобождённом полотне начинаются аналогичные работы по устройству трамвайных путей с соблюдением всех технологических процессов.



Нет комментариев. Ваш будет первым!